Глава 2. Основы методики обучения и тренировки

 

Обучение и тренировка футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый — начальное обучение (7-12 лет), второй — начальная спортивная тренировка (13 — 15 лет), третий - подготовка к высшим достижениям (16 - 18 лет). В условиях деятельности школьной секции полностью может осуществляться первый и второй этапы и частично третий.

На этапе начального обучения школьникам прививают умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения. В процессе начальной спортивной тренировки происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие физических качеств с учетом специфических требований футбола. Значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость. На третьем этапе совершенствуется физическая подготовленность занимающихся: большое внимание уделяется развитию двигательных качеств, необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактикой игры. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей обработку быстроты и точности выполнения приемов, дальнейшее углубление знаний и умений, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов. Таким образом, в процессе многолетней подготовки футболистов в секции, как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает, что эти два понятия противостоят друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой.

Такая же тесная связь существует и между видами подготовки -физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением технике, между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения занимающихся технических приемов.

Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение высоких результатов в работе с футболистами немыслимо, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Учитывая это, в процессе многолетней подготовки занимающихся работа в секции над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Но все же на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другими. Принимая это во внимание, необходимо в учебно-тренировочном процессе поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности школьников.

Главное средство обучения и тренировки футболистов - разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнение по технике и тактике и собственно сама игра в футбол. Вспомогательные же упражнения делятся на две группы - общеподготовительные и специально подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых для освоения основных приемов  игры,    достижения        разносторонней    физической    подготовленности   и оздоровления.    Вторые    предназначаются    для    достижения    необходимым физических качеств и овладения специальными    двигательными навыками. Последние в свою очередь разделяются на такие, тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения    (разнообразные упражнения с предметами    и без предметов подвижные   игры,   эстафеты)   решают   задачу  развития   у   занимающихся специальных   физических   способностей.   Подводящие   упражнения  -  это отдельные    элементы    сложно    координированных    движений    или    все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация.   Например,   выполнение   приема   без   мяча  -   это   подводящее упражнение     (смысл  подводящих     упражнений -  овладения  структурой технических приемов).

Обучение и тренировка футболистов предполагает разнообразные методы выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении футболистами; систематических знаний и двигательных навыков значительное место отводят словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания, лекция) и методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо! подготовленным школьником, применение плакатов, рисунков, схем, диапозитивов, кинограмм, кинокольцовок).

При разучивании технических и тактических приемов основным методом является метод упражнения, т.е. повторное выполнение приемов и действий, причем повторение может осуществляться с помощью целостного расчлененного, соревновательного и игрового методов. Например, несложные технические приемы и тактические действия могут разучиваться в основному целостном виде. При обучении сложным приемам применяется расчленении метод. Он также эффективен при разучивании командных тактических действий. Видное место в учебно-тренировочной работе с футболистами должен занять и игровой метод. Суть его в том, что совершенствование технико-тактических действий осуществляется в усложненной обстановке (подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения, учебные игры). Близок к этому методу и соревновательный, заключающийся в том, что изучаемые технические приемы и тактические действия закрепляются и совершенствуются в условиях соревнований.

Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного.

Обучение и тренировка футболистов должны строиться на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации. Дидактические принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочной работы как бы дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный один росс и занятиях. С другой стороны, активность занимающихся будет лишь ни ми приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими и принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности  и индивидуализации, трудно достигнуть рациональной последовательности в обучении и постепенное прогрессирование физических нагрузок. А не учитывая принципы систематичности и постепенности, по существу  немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в подготовке школьников, занимающихся футболом, возможен лишь на основе единства принципов, при полном осуществлении каждого из них.

© futbol-prepod

Сделать бесплатный сайт с uCoz